Методика проведения семинарского занятия


опт Великие Луки продажа погонаж из сосны         описание деревьев         Значение деревьев         Древесина        


сосны


   Семинар начинается вступительным словом преподавателя. В нем сообщается: тема, учебная цель, учебные вопросы (тема докладов иди рефератов), проблемы, выносимые на семинар и последовательность их обсуждения, требования к ответам, докладам и выступлениям. Обращается особое внимание на то, чтобы информация, содержащаяся в ответах (докладах, рефератах) студентов, имела практическую направленность. Кроме того, преподаватель определяет порядок своего взаимодействия (взаимоотношений) со студентами и между самими студентами в ходе занятия, особенно в процессе дискуссии, формулирует требования к поведению студентов. Затем преподаватель приступает к обсуждению выносимых на семинар вопросов (докладов, рефератов) и проблем. Методика обсуждения вопросов на семинаре может быть различной и зависит от его предназначения сложности обсуждаемых вопросов, подготовленности в методическом отношении преподавателя и студентов, учебных целей и других факторов. Несмотря на это, в методике проведения всех семинаров есть много общего. Так, уже сложилась строгая последовательность действий преподавателя при отработке учебных вопросов. В любом случае вначале объявляется наименование учебного вопроса или тема реферата (доклада), затем заслушивается выступление одного-двух студентов по существу данного вопроса (изъявивших желание или вызванных преподавателем), а потом проводится обсуждение ответов (выступлений), т.е. творческая дискуссия по нему. На проблемном семинаре преподаватель вначале формулирует проблему (проблемную ситуацию), а потом последовательной постановкой частных проблемных вопросов и заслушиванием ответов на них вовлекает студентов в активную работу по разрешению данной проблемы. Особенность работы преподавателя на семинаре заключается в том, что в отличие от лекции он выступает как своего рода «дирижер». А студенты активно работают, т.е. отвечают на вопросы, после ответов (доклада) с разрешения преподавателя выступают с изложением своих мыслей (может быть совершенно противоположного содержания) по существу вопроса или критических замечаний по содержанию ответов (выступлений). Активность студентов на занятии преподаватель поддерживает тем, что предоставляет возможность большему количеству студентов выступить с изложением своих суждений. Но могут быть и такие ситуации, когда желающих ответить на данный вопрос не окажется. В этих случаях преподаватель вызывает для ответа студентов по своему усмотрению. Основанием для решения преподавателем вопроса о том, кого из студентов вызвать для ответа, является сложность и важность вопроса, способности и готовности студента дать ответ. В других случаях основанием может быть цель, которая при этом преследуется преподавателем (проверить знание данного вопроса, проверить подготовленность студентов к быстрому самостоятельному формированию своего суждения, определить другую точку зрения, предоставить возможность сформулировать образцовый ответ и т.п.). Поведение преподавателя при заслушивании ответов (выступлений) студентов должно быть демократичным, т.е. следует всегда предоставлять возможность студентам полностью высказать свои мысли, не прерывая без повода их выступления. Однако следует прервать выступающего на семинаре в том случае, если он уклоняется от ответа на поставленный вопрос и говорит не по существу, если он повторяет уже высказанные другими студентами положения, а также при нарушении регламента времени отведенного для ответа (выступления). Иногда спрашивают, а как следует поступить преподавателю в случае, когда все студенты в группе затрудняются ответить на поставленный вопрос? В таком случае преподаватель должен попытаться предоставить возможность самим студентам разрешить создавшееся затруднение, оказав или методическую помощь путем постановки наводящих вопросов или изложением структуры (схемы) ответа. Если и это окажется недостаточным, тогда преподаватель должен реализовать свою высокую педагогическую миссию — должен сам сформулировать ответ на поставленный вопрос. Весьма полезно при этом подчеркнуть методы поиска информации для него, его форму, структуру и содержание. В последующем преподаватель организует дискуссию, для чего предоставляет возможность студентам сделать анализ и критические замечания по сделанному выступлению, а также предложить им изложить свой вариант ответа (если это им необходимо) на данный вопрос. При недостаточном опыте такой работы у студентов преподаватель должен сделать это сам, подводя итоги обсуждения данного вопроса и причин возникших затруднений. Самым сложным элементом методики проведения семинара для преподавателя является соблюдение расчета времени, т.е. умения так построить занятие, чтобы в отведенное учебное время возможно полно и глубоко рассмотреть (обсудить) предусмотренные планом вопросы, привлечь при этом возможно большее количество студентов к активному их обсуждению. Это достигается напоминанием студентам перед их ответом об отпущенном времени, требованием от них (особенно на первых семинарах) предварительного доклада, структуры (схемы) ответа (доклада). Как правило, в полном виде целесообразно заслушивать первый ответ при условии, что он был сделан правильно. Последующим, выступающим можно рекомендовать высказать свои соображения по наиболее сложным положениям или по тем, которые вызвали сомнения, возражения или различные суждения и представляют наибольший интерес или большое значение для практической деятельности.

Такими принципиальными методологическими подходами должен руководствоваться преподаватель при отработке всех учебных вопросов. Обсуждение каждого вопроса должно завершаться кратким частным итогом, содержащим объективный анализ ответов. При этом следует выделить наиболее правильные и полные ответы, отметить существенные недостатки ответов по данному вопросу. Чтобы сделать это обоснованно, конкретно и объективно, преподаватель обязан с большим вниманием заслушивать ответы каждого студента и делать в ходе занятия необходимые пометки, подразделяя их для использования в частном разборе и при подведении итогов всего занятия, пользуясь заранее подготовленными показателями, позволяющими оценить и сравнить ответы студентов. На любом семинаре всегда есть главный (наиболее важный) вопрос. Преподаватель должен уделить его рассмотрению больше внимания и отвести для этого больше учебного времени. Семинар является не только очень эффективной формой углубления, систематизации и контроля знаний студентов, но и важным средством их воспитания, привития им практических навыков. Поэтому преподаватель в ходе семинара обязан уметь реализовывать все эти возможности и прививать студентам эти практические навыки. Применяя весь арсенал приемов и методов, он должен учить студентов:
- четкому, краткому, логически последовательному, конкретному изложению своих мыслей, их обоснованию и обобщению;
- умению слушать и слышать своего оппонента;
- сравнивать и сопоставлять различные точки зрения по одному и тому же вопросу;
- находить и уметь формулировать аргументы и доказательства;
- вырабатывать основные выводы и практические рекомендации;
- формировать у студентов творческий подход и наиболее рациональные стиль и методы мышления.

В интересах достижения воспитательных целей преподаватель своим личным примером (всем поведением на семинаре) обязан показывать образец человека высокой культуры в самом широком смысле этого слов:
- проявляя уважение к мыслям и суждениям каждого студента;
- отмечая положительные стороны;
- в корректной форме, показывая недостатки, выявляя их причины и давая рекомендации по их устранению;
- не допуская при этом унижения личного достоинства студентов.

Напротив, показывая доступность овладения содержанием темы и методами изложения своих мыслей а, также подчеркивая и всячески поощряя даже самые начальные тенденции и положительные результаты у студентов на этом пути, прививать им уверенность и желание работать в направлении совершенствования своих знаний, умений и навыков. В процессе дискуссии и обсуждения спорных вопросов следует не допускать взаимного оскорбления студентами. В этих целях следует так вести занятие, чтобы господствующими в утверждении истины были не голое (необоснованное) высказывание или отрицание, а приводимые в их пользу аргументы и доказательства. Важным для студентов, но трудным и ответственным для преподавателя, является завершающий этап семинара — подведение итогов его проведения. Цель его состоит в том, чтобы сделать объективный анализ и оценить работу студентов на занятии, выявить его положительные стороны и недостатки, определить их причины, дать рекомендации по устранению вскрытых недостатков. Кроме того, следует отметить степень достижения учебных, развивающих и воспитательных целей, оценить качество работы каждого студента на семинаре.

Опыт проведения семинаров показывает, что при подведении итогов целесообразно отражать следующее:
- качество подготовки студентов к семинару;
- степень усвоения или углубления знаний по наиболее важным вопросам семинара и по теме в целом;
- активность студентов и качество их ответов (докладов, рефератов) по заранее подготовленной системе показателей;
- степень реализации учебных, методических и воспитательных целей занятия;
- положительные стороны в работе студентов на семинаре (лучшие ответы, выступления, доклады, рефераты, наиболее ценные новые творческие, научные суждения), особенно имеющие практическое значение;
- ценные и конструктивные предложения, направленные на улучшение технологических процессов, повышение производительности труда, качества учебного процесса и возможные пути их реализации;
- недостатки (негативные стороны) ответов (докладов) студентов, их общения (поведения) на занятии и, особенно в процессе дискуссии;
- задачи и пути устранения недостатков, дальнейшего совершенствования знаний по теме, по подготовке к следующему семинару, совершенствования самостоятельной работы и подготовки к активной работе на последующих семинарах.
При подведении итогов преподаватель должен особое внимание уделить анализу неправильных ответов и суждений, дать им аргументированную критику, а потом четко сформулировать правильную точку зрения по ним, привести необходимые доказательства и обоснования. Всегда целесообразно в самом конце занятия оставить 3-5 минут учебного времени для ответов на возможные вопросы студентов. Если выяснилось, что какие-то вопросы или отдельные положения темы семинара оказались недостаточно понятыми студентами, то преподавателю следует указать им необходимую литературу для самостоятельной проработки или, если этого пожелает группа, провести с ними консультацию.
Великие Луки ремонт




 

               НОВОСТИ САЙТА :
В раздел строительных статей добавлена статья "Великие Луки ремонт"

Обновлена статья "названия дикорастущих, отличие от культурных"

Обновлена программа кубатурник




vlboard.org Яндекс.Метрика